пн-пт с 10:00 до 18:00

info@astarta-group.ru

Напишите нам

05 Августа 2019

Новые правила в системе примирительных процедур

Новые правила в системе примирительных процедур

26 июля 2019 года В.В. Путин подписал рад законов, которыми внесены изменения в реализацию системы примирительных процедур, применяемых в судебной практике. В общей сложности Президентом России было утверждено 3 Федеральных закона (ФЗ), направленных на совершенствование данной процедуры:

  1. ФЗ № 197 вносятся изменения в некоторые законодательные акты РФ;
  2. ФЗ № 198 предусматривает нововведения в статье 333-40 части 2 Налогового кодекса РФ;
  3. ФЗ № 3-ФКЗ затрагивает пятую статью Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ».

Закон № 197-ФЗ от 26 июня 2019 года вносит следующие изменения в урегулирование споров:

  • определяет конкретные результаты медиации: признание/отказ от иска (полный/частичный), мировое соглашение, частичный либо полный отказ от апелляционной/кассационной/надзорной жалобы, соглашение по обстоятельствам дела;
  • уточняет случаи, при которых может применяться медиация – споры на основе гражданских, семейных либо трудовых отношений;
  • наделят правом выступать в качестве медиатора или судебного примирителя судей находящихся в отставке;
  • конкретизирует сроки, порядок и способы проведения процедуры урегулирования споров;
  • добавляет возможность привлекать в сферу медиации споры, возникающие из правонарушений административного и иного публичного характера;
  • закрепляет права и обязанности всех участников примирительного процесса;
  • регламентирует порядок удостоверения соглашения достигнутого медиативным путем;
  • устанавливает право нотариально заверенного медиативного соглашения, достигнутого сторонами спора без его рассмотрения судом или третейским судом, считаться полноправным исполнительным документом.

Закон расширяет возможности для урегулирования споров достигнутых в результате примирения. К таким процедурам, помимо прочего, относят примирение, при помощи суда. Кроме медиации в этом контексте выделяют судебное примирение и досудебные переговоры. Стоит отметить, что процедуру судебного примирения, согласно недавно принятого закона, можно запускать на любом этапе производства по делу.

Закон от 26 июня 2019 года № 198-ФЗ определяет размер возврата госпошлины. В рамках ныне действующего законодательства, в частности подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса, он составляет 50 % от суммы уплаченных средств, в случае заключения сторонами мирового соглашения без рассмотрения дела Верховным или арбитражным судом России. Также предусмотрены другие возможности полного либо частичного возврата госпошлины, в том числе, в случае оставления заявления без рассмотрения (административный иск) или прекращения производства (административное дело) в ВС РФ, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.  

С момента вступления в силу ФЗ № 198 размер госпошлины, подлежащий возврату истцу в случае достижения мирового соглашения, отказа от иска, признании иска ответчиком (в т.ч. по итогам проведения примирительных процедур), будет носить дифференцированный характер.

Так, если стороны пришли к согласию до вынесения вердикта судом первой инстанции истцу будет возвращено 70% от размера уплаченной госпошлины. Если дело остановлено до рассмотрения апелляционным судом, то истец получит 50 % уплаченных средств, а в случае прекращения производства до его рассмотрения кассационным судом или пересмотра судебных актов в порядке надзора, размер части госпошлины, подлежащей возврату, будет составлять 30%.

С целью стимулирования сторон судебного разбирательства к использованию примирительных процедур законодателем также была исключена норма Налогового кодекса РФ, говорящая о том, что при достижении в суде общей юрисдикции или Верховном суде мирового соглашения/соглашения о примирении, уплаченная истцом государственная пошлина возврату не подлежит.

Законом от 26 июня 2019 года № 3-ФКЗ уточняются полномочия Пленума Верховного Суда РФ касательно проведения судебного примирения. С момента вступления его в силу, орган получает право принимать соответствующий Регламент, а также формировать и утверждать список примирений. С целью формирования списка берутся во внимание предложения различных судебных инстанций, к ним относят:

  • верховные суды республиканского значения;
  • арбитражные суды;
  • суды автономной области и автономных округов;
  • городские федеральные суды;
  • суды общей юрисдикции (апелляционные/кассационные);
  • краевые и областные суды;
  • окружные (флотские) военные суды.

Все вышеупомянутые законы начнут действовать через 90 дней после публикации. Это не касается отдельных норм, для которых предусмотрен другой срок вступления в силу.

Предыдущая

Уполномоченный ФНС Российской Федерации призвал к правильной оценке налоговых рисков

12 Июля 2019

Заместитель директора в Контрольном управлении ФНС России Константин Новоселов предоставил информацию о том, как корректно производить анализ налоговых рисков, обращая внимание на заверенные критерии оценки.