пн-пт с 10:00 до 18:00

info@asconltd.ru

Напишите нам

05 Августа 2019

Новые правила в системе примирительных процедур

Новые правила в системе примирительных процедур

26 июля 2019 года В.В. Путин подписал рад законов, которыми внесены изменения в реализацию системы примирительных процедур, применяемых в судебной практике. В общей сложности Президентом России было утверждено 3 Федеральных закона (ФЗ), направленных на совершенствование данной процедуры:

  1. ФЗ № 197 вносятся изменения в некоторые законодательные акты РФ;
  2. ФЗ № 198 предусматривает нововведения в статье 333-40 части 2 Налогового кодекса РФ;
  3. ФЗ № 3-ФКЗ затрагивает пятую статью Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ».

Закон № 197-ФЗ от 26 июня 2019 года вносит следующие изменения в урегулирование споров:

  • определяет конкретные результаты медиации: признание/отказ от иска (полный/частичный), мировое соглашение, частичный либо полный отказ от апелляционной/кассационной/надзорной жалобы, соглашение по обстоятельствам дела;
  • уточняет случаи, при которых может применяться медиация – споры на основе гражданских, семейных либо трудовых отношений;
  • наделят правом выступать в качестве медиатора или судебного примирителя судей находящихся в отставке;
  • конкретизирует сроки, порядок и способы проведения процедуры урегулирования споров;
  • добавляет возможность привлекать в сферу медиации споры, возникающие из правонарушений административного и иного публичного характера;
  • закрепляет права и обязанности всех участников примирительного процесса;
  • регламентирует порядок удостоверения соглашения достигнутого медиативным путем;
  • устанавливает право нотариально заверенного медиативного соглашения, достигнутого сторонами спора без его рассмотрения судом или третейским судом, считаться полноправным исполнительным документом.

Закон расширяет возможности для урегулирования споров достигнутых в результате примирения. К таким процедурам, помимо прочего, относят примирение, при помощи суда. Кроме медиации в этом контексте выделяют судебное примирение и досудебные переговоры. Стоит отметить, что процедуру судебного примирения, согласно недавно принятого закона, можно запускать на любом этапе производства по делу.

Закон от 26 июня 2019 года № 198-ФЗ определяет размер возврата госпошлины. В рамках ныне действующего законодательства, в частности подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса, он составляет 50 % от суммы уплаченных средств, в случае заключения сторонами мирового соглашения без рассмотрения дела Верховным или арбитражным судом России. Также предусмотрены другие возможности полного либо частичного возврата госпошлины, в том числе, в случае оставления заявления без рассмотрения (административный иск) или прекращения производства (административное дело) в ВС РФ, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.  

С момента вступления в силу ФЗ № 198 размер госпошлины, подлежащий возврату истцу в случае достижения мирового соглашения, отказа от иска, признании иска ответчиком (в т.ч. по итогам проведения примирительных процедур), будет носить дифференцированный характер.

Так, если стороны пришли к согласию до вынесения вердикта судом первой инстанции истцу будет возвращено 70% от размера уплаченной госпошлины. Если дело остановлено до рассмотрения апелляционным судом, то истец получит 50 % уплаченных средств, а в случае прекращения производства до его рассмотрения кассационным судом или пересмотра судебных актов в порядке надзора, размер части госпошлины, подлежащей возврату, будет составлять 30%.

С целью стимулирования сторон судебного разбирательства к использованию примирительных процедур законодателем также была исключена норма Налогового кодекса РФ, говорящая о том, что при достижении в суде общей юрисдикции или Верховном суде мирового соглашения/соглашения о примирении, уплаченная истцом государственная пошлина возврату не подлежит.

Законом от 26 июня 2019 года № 3-ФКЗ уточняются полномочия Пленума Верховного Суда РФ касательно проведения судебного примирения. С момента вступления его в силу, орган получает право принимать соответствующий Регламент, а также формировать и утверждать список примирений. С целью формирования списка берутся во внимание предложения различных судебных инстанций, к ним относят:

  • верховные суды республиканского значения;
  • арбитражные суды;
  • суды автономной области и автономных округов;
  • городские федеральные суды;
  • суды общей юрисдикции (апелляционные/кассационные);
  • краевые и областные суды;
  • окружные (флотские) военные суды.

Все вышеупомянутые законы начнут действовать через 90 дней после публикации. Это не касается отдельных норм, для которых предусмотрен другой срок вступления в силу.

Предыдущая

Уполномоченный ФНС Российской Федерации призвал к правильной оценке налоговых рисков

12 Июля 2019

Заместитель директора в Контрольном управлении ФНС России Константин Новоселов предоставил информацию о том, как корректно производить анализ налоговых рисков, обращая внимание на заверенные критерии оценки.

Следующая

Регистраторы смогут вести списки участников отдельных ООО

15 Октября 2019

Министерство экономического развития готовит два законодательных проекта, касающихся вопросов учета прав на отдельные доли и ведения перечня участников обществ, которые расположены на территориях опережающего развития и специальных административных районов.